Как закрутить муфту на трубе?
Ardenergy.ru

Канализация и водоснабжение

Как закрутить муфту на трубе?

Как используется муфта для соединения труб из различных материалов

Муфту соединительную для обустройства трубопровода используют при прокладке как монолитных, так и разборных конструкций. Стыковка участков магистрали при помощи данного элемента применяется и для полимерных, и для стальных труб. При этом у производителей для каждого изделия из нормированного сортамента выпускается своя муфта.

Элементы системы стыкуют и соединяют, прежде всего, для получения герметичного сращивания на всем протяжении длинного трубопровода. Сделать это можно несколькими способами: с помощью пайки, сварки и применяя муфты.

Трубы из металлопластика и особенности их монтажа с муфтой

Для стыковки металлополимерной трубной продукции муфты задействуют нечасто. Соединительные элементы, имеющие по обе стороны фитинги с одинаковым диаметром, используют для сращивания участков короткой протяженности.

Металлопластиковые трубы небольшого сечения реализуют в бухтах и их приобретают в нужном количестве. При этом весьма востребован один из видов муфт, представляющий собой переходник на трубную резьбу. При необходимости поменять в доме подводку на металлопластиковую продукцию требуется обновление вентиля и трубы, идущей после него. А в этом случае использование переходника необходимо.

Чтобы смонтировать муфтовые соединения трубопроводов при прокладке металлопластиковой магистрали, поступают следующим образом:

  1. На наружную резьбу, на которую нужно навернуть муфту, двигаясь по часовой стрелке, наматывают лен, смоченный в натуральной олифе и покрытый свинцовым суриком. Его применение считается самым надежным и долговечным вариантом герметизации мест стыка. По мнению специалистов, использование льна и любой краски является также неплохим способом. Дело в том, что эти непропитанные натуральные волокна гигроскопичны и подвержены процессу гниения, а под действием высокого давления синтетические герметики могут быть выдавлены.
  2. Переходник наворачивают на наружную резьбу с незначительным усилием, используя при этом рожковый или разводной ключ, а вот трубный оставляет царапины.
  3. Потом на трубу нанизывают накидную гайку и разрезное кольцо, а изнутри снимают фаску с трубной поверхности.
  4. На штуцер помещают трубу и потом затягивают накидную гайку, придерживая корпус фитинга при помощи другого ключа. Одновременно разрезное кольцо на штуцере станет обжимать трубопровод и уплотнительные кольца. Главное при этом не сдвинуть эти резиновые колечки.

У муфты для соединения труб должны быть те же размеры, что и у металлопластиковой трубной продукции. Наиболее востребованы изделия с параметрами 16,20,26 и 32 миллиметра.

Муфтовое соединение труб из полипропилена

Муфты, которые применяют для обустройства полипропиленовых трубопроводов, считаются наиболее простыми изделиями из выпускаемых фитингов. Они представляют собой отрезок толстостенной трубной продукции с диаметром несколько большим, чем труба из полипропилена, в которую он должен войти с небольшим усилием.

Чтобы стыковать полипропиленовые изделия с применением муфт, задействуют низкотемпературную пайку:

  1. Сначала с труб удаляют внешнюю фаску, а с муфты – внутреннюю.
  2. При наличии ручного регулятора на паяльном приборе выставляют отметку 260- 280 градусов и применяют насадку требуемого диаметра.
  3. Трубы, имеющие армирование из алюминия, требуется зачистить. При наличии наружного алюминиевого слоя это делают шейвером, а если он располагается изнутри, тогда торцевателем.
  4. Трубу помещают в широкую часть насадки, а на узкий конец надевают муфту.
  5. Далее следует подождать несколько секунд, в течение которых поверхности должны оплавиться. После этого трубу нужно поместить в муфту и зафиксировать на протяжении 10 – 15 секунд, избегая проворотов – иначе место соединения покроется волнами и может начать протекать.

Стыковка пластиковых труб канализации муфтой

Соединение труб с помощью муфты в данном случае выполняется абсолютно одинаково для всех типов пластиковой канализационной системы вне зависимости от вида материала изготовления.

Муфта для канализационных систем – это короткая трубка, имеющая два раструба и пару уплотнителей из резины. Особенность процесса сборки предполагает снятие внешних фасок с труб и зачистку внутренней поверхности от имеющихся заусенцев. Если труба располагается в уплотнительном кольце недостаточно плотно, нужно задействовать силиконовый герметик.

Стыковка чугунных труб для канализации

При прокладке чугунной канализационной системы применять можно два варианта муфтовых соединений:

  1. С уплотнителем из резины.
  2. С муфтами для стыковки труб под чеканку. Эти элементы применяют на протяжении более, чем 100 лет.

Чтобы выполнить соединение муфты с трубой с зачеканкой стыков, нужно иметь навыки проведения такой работы:

  1. Прежде всего, должен быть доступ к нужному месту вдоль окружности трубы. Когда канализационная конструкция прокладывается близко к стене, необходимо выдолбить часть стенки.
  2. Для уплотнения задействуют каболку – органическое волокно, которое пропитано маслом. Кроме этого, чеканят стыки с применением графитового сальника.
  3. Трубу вставляют в муфту до упора, в противном случае уплотнение оказывается внутри.
  4. Чеканку выполняют на протяжении нескольких оборотов, уплотняя материал по всей окружности.
  5. Когда не имеется специально предназначенного инструмента, можно задействовать широкую отвертку или тонкую стальную трубку, имеющую расплющенный конец.
  6. После завершения уплотнения на место стыка наносят раствор с цементом.

Прокладка стальных трубопроводов

Муфты для соединения металлических труб из стали бывают двух видов:

Резьбовые изделия имеют вид толстостенного цилиндра, изготовленного из нержавейки или черной стали с односторонней внутренней резьбой. Процесс соединения несложен: трубы, имеющие короткую резьбу, вкручивают с двух сторон в муфту. Способ герметизации места стыковки ранее описан в статье.

Когда резьбовая муфта сделана полностью из стали, при выполнении соединения можно без опаски прикладывать усилия. Но у этого элемента имеется значительный недостаток: в результате наличия конденсата его разборка весьма затруднена. По этой причине при монтаже стальных трубопроводов отдают предпочтение резьбовым муфтам из чугуна или латуни, поскольку с ними не возникают проблемы.

В случае, когда при монтаже трубы нельзя поворачивать вокруг оси, применяют способ соединения со сгоном:

  1. На длинную резьбу наворачивают контргайку и муфту.
  2. Короткую резьбу на сгоне вворачивают в вентиль, потом в муфту, далее в корпус фильтра и т.д. Проводить герметизацию стыка нужно обязательно.
  3. Наружную резьбу подматывают с длинной стороны сгона (прочитайте также: “Какие сгоны для труб наиболее эффективны и надёжны – виды и особенности”).
  4. Потом на нее по длинной резьбе сгоняют муфту.
  5. Контргайку используют следом за муфтой с обязательной герметизацией места стыка.

Муфты компрессионные применяют с уплотнительным кольцом и накидной гайкой. Внешне они похожи на подобные изделия, предназначенные для металлополимерной трубной продукции, и монтируют их почти также.

Особенности стыковки труб при помощи этих муфт выглядят следующим образом:

  1. Соединение получается легкоразъемным.
  2. Не нужна резьба.
  3. Требуется обработка наружной поверхности труб. При этом зачищают ржавчину, остатки краски и любые неровности.
  4. Механически такое соединение не настолько надежно, как резьбовое, в результате чего трубу можно легко вырвать из муфты. По этой причине ее желательно дополнительно зафиксировать.

Специалисты советуют использовать такие изделия при необходимости временно отремонтировать водопровод. Например, в качестве альтернативы методу сварки, когда ржавчина на сливном бачке разрушила резьбу под шланг. В таком случае лучшим решением станет использование комбинированной муфты, у которой с одной стороны компрессионный фитинг, а с другой – резьба.

При помощи муфт можно соединять не только выше названные виды труб, но и трубную продукцию из керамики, сшитого полиэтилена и асбестоцемента.

Муфты и сгоны для труб – особенности и применение

Любой трубопровод рано или поздно нуждается в ремонте. В цельных системах замена каких-либо отдельных деталей связана с рядом сложностей, поэтому во многих системах применяют резьбовые соединения при помощи муфт и сгонов. В данной статье мы рассмотрим, что это такое, чем отличаются эти детали друг от друга и как выполняется монтаж трубопровода с их помощью.

Муфта

Общие сведения

Муфта представляет собой соединительный фитинг, внутренний диаметр которого равняется наружному диаметру труб. На обоих концах детали имеется внутренняя резьба, в которую вкручиваются трубы. Длина резьбы труб при этом два раза короче фитинга, что позволяет вкручивать их на одинаковую глубину.

Особенности муфтового соединения

Чтобы правильно выполнить своими руками соединение конструкции при помощи данного фитинга, необходимо ознакомиться с его спецификой. Если внимательно рассмотреть резьбу на трубе, то окажется, что последние витки имеют меньшую глубину на участке, где резьба переходит в гладкую поверхность. Эти витки называются сбегом, который заклинивает соединительный фитинга.

Таким образом, деталь накручивается на сбег и стопорится, после чего в нее вкручивается вторая труба. Если окажется, что резьбовой участок трубы длинней, чем свободное пространство фитинга, сбег окажется за его пределами, в результате чего заклинивания не произойдет, и вода потечем по каналам резьбы наружу.

Поэтому после монтажа труб, между ними должно оставаться пару витков. Это правило необходимо соблюдать при самостоятельной нарезке резьбы.

Несмотря на то, что муфтовый монтаж является разборным, заменить какой-либо отдельный участок трубопровода, не разобрав всю систему, не получится. Чтобы упростить эту задачу, на отдельных участках конструкции устанавливают сгоны, устройство которых мы рассмотрим ниже.

Сгоны

Общие сведения

Сгон так же представляет собой соединительный фитинг, который, по сути, является коротенькой трубкой. С одной стороны деталь имеет короткую резьбу для соединения с фитингом. На другом ее конце имеется длинная резьба, на которой помещается контргайка и полностью муфта для соединения труб.

Желательно чтобы изделие имело достаточно длинную резьбу, так как в случае, если детали не помещаются на участке с резьбой, придется увеличивать расстояние между соединенными торцами трубы и сгона, что уменьшит прочность соединения.

Надо сказать, что данный соединительный элемент чаще всего применяется для водопроводов. По этой причине он нуждается в хорошей антикоррозионной защите. Наиболее распространенными являются следующие виды сгонов:

Никелированные Чаще всего применяются в жилых помещениях, чтобы придать трубопроводу более эстетичный вид. Конечно, цена таких фитингов более высокая, чем обычных стальных.
Оцинкованные Используют на участках, где система подвергается воздействию атмосферных явлений.
Стальные Чаще всего применяют для трубопроводов, которые укладываются в землю. Для защиты от коррозии выполняют их покраску.

Согласно ГОСТ6357-73 размеры сгонов для труб могут быть следующими:

Читать еще:  Как врезать краны в системе отопления?
Длина изделия, мм Внутренний диаметр, мм Длина длинного резьбового участка, мм Длина короткого резьбового участка, мм
150 50 65 17
130 32 55 13
110 15 40 9

Кроме того, существуют некоторые промежуточные размеры. Естественно, подбираются соединительные детали в соответствии с диаметром трубопровода.

Особенности соединения

Инструкция по сборке трубопровода выглядит следующим образом:

  • В первую очередь на трубу накручивается муфта.
  • Затем изделие короткой стороной вкручивается в соединительный фитинг (в некоторых случаях сгон соединяется напрямую). Соединение должно получиться крепким, поэтому закручивать детали необходимо до упора.
  • На длинный конец детали нужно накрутить контргайку.
  • Далее со стороны длинного резьбового участка нужно накрутить соединительный фитинг до упора.
  • После этого надо подвести конец сгона к трубе и свинтить муфту, чтобы она постепенно стала переходить на трубу. Чем точней совпадают оси деталей, тем легче выполнить соединение.
  • Далее фитинг стопорится контргайкой, для этого контргайку надо подвернуть к муфте, оставив расстояние в несколько сантиметров. Образовавшееся пространство между деталями нужно заполнить прядями льна, которые наматываются в сторону вращения гайки. После этого контргайка закручивается до упора, в результате чего соединение уплотнится, и вода не сможет просачиваться через него.

Контргайку лучше всего накручивать гаечным ключом, так как ее грани довольно узкие.

Обратите внимания!
Для герметичности стыков труб на резьбу следует наматывать фум-ленту.

Особенности демонтажа

Газопроводы и водопроводы принято красить в целях защиты от коррозии. Краска способна продлить срок эксплуатации системы, однако, демонтировать резьбовые соединения после этого очень сложно. Поэтому окрашивать участки с резьбой можно не более одного раза, а при разборке их нужно промазать консистентным жиром.

Если необходимо разобрать участок конструкции с многократно окрашенными соединительными элементами, предварительно необходимо сжечь краску паяльной лампой или счистить ее механическим способом, к примеру, ножом или шилом.

Трудоемкость демонтажа во многом зависит от материала фитингов. К примеру, детали, выполненные из ковкого чугуна значительно меньше «срастаются» со стальными трубами. Поэтому в большинстве случаев их можно открутить при помощи гаечного ключа. А вот стальную муфту раскрутить ключом вряд ли получится.

Обратите внимание!
Не стоит усиливать ключ рычагом, так как его можно испортить, не открутив деталь.

Также при разборке трубопровода помогает нагрев. Для этих целей можно использовать газовую горелку или паяльную лампу. В зависимости от диаметра трубопровода, на прогрев может уйти от 15 минут до часа. При этом, в процессе прогрева трубу надо периодически поворачивать, чтобы уплотнение обгорело со всех сторон.

Вывод

Муфты и сгоны обеспечивают разборное соединение трубопровода. Причем, использование сгона позволяет демонтировать участок системы без разборки всего трубопровода, что может потребоваться при выполнении различных ремонтных работ. Из видео в этой статье можно получить дополнительную информацию по данной теме.

Сгоны для труб: конструктивные особенности и советы по установке

Обычно трубы крепятся между собой, а также присоединяются к сантехнике и газовым конструкциям при помощи муфт, внутри которых сделана резьба. Но в том случае, когда эти участки расположены слишком близко друг к другу, воспользоваться муфтой не получится, так как направление резьбы будет совпадать. Иными словами, возникнет ситуация, когда пытаются соединиться неповоротные детали. Может случиться и так, что сварка будет невозможна. Поэтому всегда имеет смысл воспользоваться сгонами – специальными промежуточными отрезками для трубопровода, обеспечивающими качественное соединение и защищающими от протечек.

Технические характеристики

Сгон выглядит как отрезок трубы, с обеих сторон которого выполнена резьба. Отрезок должен быть обязательно прямой либо угловой. С короткой стороны резьба состоит из 5 витков, а с длинной – из 20 витков и более, вплоть до 30. Коротким концом сгон подключается к патрубку оборудования, например, газового котла или батареи, длинным – стыкуется с другой трубой. По длинной резьбе также «идет» муфта подобранного размера с контргайкой.

На другую трубу помещается муфта с уплотнителем для герметизации, который прижимается контргайкой. В качестве последнего может выступать льняная пакля, сантехническая нить либо другие материалы.

Сгоны выполняются из металла, часто «усиливаются» цинковым покрытием. Если требуется достойный внешний вид труб, есть возможность приобрести элементы с никелированным покрытием. Часто на маркировке сгона указывается две цифры, например, 75/76. Это говорит, что внешний диаметр изделия составляет 76 миллиметров, а внутренний – 75 миллиметров.

Параметры (длина витков резьбы, ее диаметр и размер сгона в дюймах) должны соблюдаться по ГОСТу и соответствовать габаритам установленного трубопровода, например, 25 миллиметрам (1 дюйму). Максимальный диаметр сгона составляет 50 миллиметров, минимальный – 15 миллиметров. Если диаметр самого трубопровода больше, то решение задачи осуществляется, благодаря использованию фланцев.

Максимальная длина фитинга составляет 160 миллиметров (для диаметра в 50 мм), а минимальная – 110 миллиметров (для диаметра в 15 мм). Эти показатели опять же можно найти в ГОСТе. Однако на практике реальность часто не соответствует стандартам, поэтому лучше самостоятельно все измерять и покупать детали нужной длины.

Существует классификация сгонов в зависимости от сферы их применения: короткие, длинные и компенсирующие. Последние применяются для сантехники, батарей и других устройств с целью минимизации отклонений в пределах 5 сантиметров, обнаружившихся в ходе установки. Длина коротких сгонов составляет от 10 до 15 сантиметров, а длинных – порядка 30 сантиметров. Длина компенсирующих сгонов варьируется от 13 до 17 сантиметров.

Длинная резьба у короткого вида составляет от 5 до 9 сантиметров, а короткая – от 9 до 17 миллиметров. Вообще, размеры короткой стороны одинаковы у всех типов сгонов. Длинная сторона длинных сгонов также варьируется от 5 до 9 сантиметров. Длинная сторона компенсирующих сгонов составляет от 7.5 до 10 сантиметров.

К основным плюсам эксплуатации сгонов относятся:

  • простой монтаж без сварочного аппарата;
  • отсутствие необходимости приглашать специалиста;
  • появление специального блока, упрощающего разборку в случае необходимости ремонта, прочистки или замены.

Кстати говоря, демонтаж происходит в следующей последовательности: сначала гайка, затем муфта, потом сам сгон. Осуществляется разборка при использовании рычажного ключа.

Среди минусов выделяют вероятность возникновения течи из-за отсутствия герметичности.

Предназначение

Способ соединения элементов трубопровода зависит от нескольких факторов, например, материала изготовления труб, вида транспортируемого вещества, а также условий рабочей среды. Основное предназначение сгонов для труб – подключать их к сантехнике или газовым устройствам. Здесь не подходит сварка, потому что соединение должно быть разъемным: при необходимости какой-то элемент, возможно, придется демонтировать. Например, сгоны советуют применять в сетях отопления после вентиля на стояке.

В случае поломки наличие сгона позволит легко достать элемент запорной арматуры, чтобы починить его или заменить. Сгоны пригодятся и для чугунных старых радиаторов, их наличие поспособствует очистке трубопровода. Данный элемент используется, чтобы подключить различное нагревательное оборудование: баки и газовые котлы, а также смесители. На кухне сгон пригодится при подключении плиты. Наконец, его можно использовать, чтобы создать дополнительное ответвление трубопровода.

Особенности соединения и монтаж

Сгоны способны функционировать в системах, где температура достигает 175 градусов, а давление не превышает 16 атмосфер. Фитинг продается вместе с соединительной муфтой и контргайкой стандартных размеров.

Устанавливать сгоны предстоит по определенному алгоритму. Объяснить его можно на примере детали, устанавливаемой после вентиля. Длина фитинга определяется таким образом, чтобы деталь оказалась где-то на 5 миллиметров короче, чем просвет между трубами. При этом обязательно учитывается грядущее углубление одной стороны в патрубок присоединяемого оборудования.

На длинную сторону сгона (то есть на ту, где не менее 20 витков) накручиваются стальная контргайка и соединительная муфта, идущие в комплекте. Короткая сторона обматывается по ходу резьбы льняным волокном с обязательной пропиткой любой краской, лаком или герметизирующей нитью.

Следом эта короткая сторона покрывается специальной пастой и вкручивается в резьбу патрубка, в данном случае вентиля. Сначала все делается вручную, а затем затягивается газовым ключом. В это время обязательно следует придерживать сам вентиль, например, другим ключом, чтобы он не провернулся. В противном случае вполне возможно возникновение течи.

Муфта на длинной стороне «сгоняется» вниз и накручивается на трубу при помощи газового ключа. За ней спускается и контргайка, пока между ней и муфтой не останется 3-4 витка резьбы. С другого конца муфты наматывается льноволокно, все обмазывается пастой, и контргайка затягивается.

Во время эксплуатации может возникнуть несколько типичных проблем, которые довольно легко решаются.

  • Если течет контргайка, это говорит о том, что испорчено льноволокно или иная подмотка, способная сгнивать и выгорать. В этом случае старая подмотка меняется на новую, обработанную краской или быстросохнущим лаком, что позволит противостоять влаге и высоким температурам.
  • Кроме того, гайка может течь из-за излишних движений батареи или ее патрубка либо изначального отклонения оси резьбы. Данную проблему можно устранить, но перед этим необходимо обязательно отключить отопление, перекрыв вентили. Следует также добавить, что если течь идет по резьбе, то сгон придется менять.
  • То же самое предстоит сделать и при появлении ржавчины. Последняя проблема устраняется путем монтажа латунной детали, неспособной подвергнуться коррозии либо покрыться отложениями. Эксплуатироваться сгон из латуни может практически неограниченный период времени.

Самостоятельное изготовление

Обычно сгоны производятся из стали, преимущественно оцинкованной. Если же элемент устанавливается на индивидуальный водопровод, из которого поступает вода, пригодная для питья, то предпочтение отдается латуни и нержавеющей стали. Максимально длительный срок использования специалисты отмечают у сгона из нержавеющей стали. Они заверяют, что этот материал продержится в четыре раза дольше, чем углеродистая сталь и в два раза дольше, чем оцинкованная.

Также сгон можно сделать из бронзовой, медной и чугунной трубки. В зависимости от выбранного материала будут определяться и возможные рабочие условия, и срок службы, и стоимость изделия. Например, медный сгон не будет подвергаться температурным колебаниям и ультрафиолетовому излучению. Что касается цены, то один из самых дешевых вариантов – алюминиевый элемент. В два раза дороже придется заплатить за деталь из цинка, в три раза дороже – за фитинг из нержавеющей стали.

Читать еще:  Можно ли ставить полотенцесушитель на полипропиленовые трубы?

Сгон вполне возможно изготовить собственноручно. Иногда это делается, чтобы сэкономить время и деньги, а иногда, чтобы компенсировать отсутствие в магазине детали нужной длины. Обычно самостоятельно делается только трубка, а муфта с контргайкой берутся из другого набора. При выборе подходящего материала следует помнить, что труба должна обладать стенками значительной толщины.

Рассмотрим алгоритм изготовления сгона в домашних условиях.

  • Первым делом от газовой трубы требуемого размера отрезается заготовка нужной длины. Зажав деталь в тиски, проводится обработка обоих торцов трубы при помощи болгарки, наждачки или ножовки. Рекомендуется предварительно смазать поверхность маслом, его применение значительно упростит процесс.
  • Следом на обеих сторонах предстоит нарезать витки резьбы: 20 – с одной и 5-6 – с другой. Делается это путем вворачивания плашки с направляющей рамкой в трубу, причем изначально придется приложить максимальное усилие, а потом все уже пойдет само собой. Прижимать плашку можно перестать после первых двух витков. Нарезку делают как в прямом, так и в обратном направлении.
  • Важно не забывать периодически вынимать инструмент и очищать и его, и трубу от стружки. После первичной нарезки надо будет провести еще одну, чистовую.

Грамотно подобранный материал и четкое следование инструкции поможет без проблем изготовить деталь нужного размера своими руками.

О том, как установить сгон на трубы, смотрите в видео ниже.

Соединение стальных труб на резьбе: особенности метода- Советы +Видео

Соединение стальных труб на резьбе. Для оборудования систем канализации, водопровода, газопровода применяют разные способы соединения труб. В системе канализации и водопровода, как правило, используют элементы из металлопластика, центральный водопровод и старые хрущевки также имеют железные трубы.

Соединения стальных труб на резьбе применяют для проведения газа к жилым домам и газового трубопровода.

Общие сведения

Способы соединения труб из стали. Трубы из стали соединяют неразборным или разборным способом. Это зависит:

  • 1.от материала, из которого выполнен стояк и трубы. Трубы бывают металлические, из чугуна, из стекла, из полимерных материалов, из меди.
  • 2.от особенностей жидкостей, которые протекают по трубопроводу.
  • 3.от условий, в которых срубы работают.

К безрезьбовым методам относят сварочный способ соединения, холодную сварку, чтобы склеить трубы, соединение при помощи фланца.

Распространенным способом соединения остается резьбовой метод. Для метода не подходит способ с загибанием трубы, элементы соединяют, используя тройники, муфты, краны и т.д.

Способ соединения, применяющий накидную гайку, считается особым, он использует сразу два способа: резьбовой и безрезьбовой.

Особенности резьбового соединения. Соединение с помощью резьбы походит для труб из стали либо ковкого чугуна. Резьбу наносят, применяя плашку либо на токарном станке. Стояки с тонкими стенами используют вид накатной цилиндрической резьбы. Трубы можно просто скручивать друг с другом, либо применять специальные переходники.

Для транспортировки по трубам пара либо воды используют конструкции из чугуна. Концы труб оснащены толстыми бортами, которые предают большую герметичность при установке. Стальные элементы подходят для трубопроводов любой окружности с низким давлением, либо безнапорной канализации. Трубы не оснащены утолщенными бортиками.

Вспомогательными деталями при соединении труб прямых линий либо заглушки считаются различные футорки, гайки, пробки, также муфты и контргайки.

Если надо выполнить поворот трубы, используют тройник либо угольник.

Соединительные конструкции, выполненные при помощи резьбы, не всегда разъемные. Случается, что трубы с резьбой приваривают с поверхностями, которые не двигаются, чем достигается повышенная прочность. Таким образом, соединение теряет разъемные свойства и называется неразъемным соединением с резьбой. Данный вид встречается очень редко.

Если правильно выполнить монтажные работы по соединению элементов с помощью резьбы, то водопроводная система прослужит без сбоев много лет.

Виды разъемных соединений

К разновидностям разъемных конструкций относят сгон и двунаправленную резьбу.

В неподвижных участках трубопровода применяют соединение с помощью сгона. Один конец трубы имеет длинную резьбу, другой короткую. Длинную резьбу оснащают муфтой с контргайкой. Затем муфту перемещают с помощью скручивания на короткую резьбу до упора, затягивая контргайкой.

Важно! В соединениях, имеющих двунаправленную резьбу, муфту накручивают сразу на обе трубы. Но резьба этих труб должна расходиться в разные направления для того, чтобы они сошлись при скручивании муфты.

Какие методы применяют для герметизации стыков. Все соединительные части труб из стали тщательно герметизируют. Если две части трубы равные то, для этого используют уплотнительную прокладку. Уплотнитель идеально подойдет, если используют гайку накидную.

Достоинства и недостатки соединения труб на резьбе

Соединения на резьбе имеют свои положительные и отрицательные характеристики.

К плюсам относят то, что резьбовой способ подходит для труб, имеющих разный диаметр. Сборка конструкции из таких элементов проста, не требует специальных навыков, главное, иметь при себе гаечный ключ. Резьбовой метод соединения стальных труб считается устойчивым к переносу осевых нагрузок. При соблюдении монтажных правил и использование уплотнительных материалов дает гарантию надежности, прочности соединения.

В минусам данного метода относят сложность нарезки резьбы, если ее изначально нет на трубе. Резьба изнашивается при частом выкручивании и закручивании элементов. Некоторые ситуации требуют установки устройств, стопорящих само откручивание фитингов.

Соединение водогазопроводных труб

Нарезание резьбы на трубах производят инструментом под названием клупп. Они бывают ручными и электрическими (рис. 48). Ручные клуппы, как правило, снабжаются трещоткой, позволяющей нарезать резьбу на уже установленной трубе. Электрические клуппы более дорогие агрегаты, но и более производительные. Они позволяют нарезать резьбу даже там, где нельзя подлезть ручным клуппом, так как не требуют пространства для поворота рукоятки, которое обычно требуется для ручного клуппа.

Рис. 48. Инструмент для нарезания резьбы — клупп

Перед началом монтажных работ необходимо промерить помещение и спроектировать трубопровод, разбивая его на прямые отрезки с продумыванием мест размещения соединительных муфт и фитингов. Работать придется без загиба труб с использованием угольников, тройников и крестовин.

Стальные трубы конечно можно загибать, как и многие другие, но для этого нужен станок — трубогиб. Это довольно громоздкий инструмент, его приобретение для создания одной-двух магистралей вряд ли целесообразно. Однако, если в вашем населенном пункте есть мастерская, занимающаяся загибом труб и нарезанием на них резьб, либо имеется какая-то другая возможность выполнить эти работы, то этим нужно воспользоваться, предоставив им точные размеры заготовок с указанными длинами резьб и мест загибов. Кстати, станки-трубогибы совсем не редкость, их можно найти, если они еще не сданы в металлолом, даже в маленьких сельских мастерских.

Стальные трубы режутся на мерные куски труборезом, болгаркой или ножовкой по металлу. Неровно отрезанные торцы труб подрабатываются напильником. При обрезке труборезом на краях труб фаски получаются автоматически, при обрезке труб ножовкой или болгаркой — фаски снимают вручную. Они нужны для правильного «захода» на трубу ножей клуппа, иначе резьба может получиться неровной.

Резьба диаметром 1/2 и 3/4 дюйма нарезается ручным трубным клуппом за один проход, а большего диаметра — за два прохода. Приступая к нарезанию резьбы на трубе, трубу зажимают в прижиме и смазывают ее в месте нарезки олифой. Охлаждают инструмент в процессе нарезки резьбы тоже олифой. Использовать минеральное масло не рекомендуется, так как оно ухудшает качество нарезки. Клупп надевают на трубу (при этом стопорные винты должны быть вывернуты) и легкими ударами деревянной киянкой по рукоятке зажимного кольца сводят вплотную к трубе направляющие плашки. Сделав это, закрепляют направляющие плашки стопорным винтом. Таким же образом устанавливают и закрепляют режущие плашки, ориентируясь при этом на риску, соответствующую диаметру нарезаемой резьбы. Клуппом работают, вращая его по часовой стрелке. Нажимать на клупп с силой по продольной оси трубы нужно пока плашка не врежется в металл, дальнейшее наворачивание клуппа на трубу происходит так же, как наворачивание гайки на болт. Торопиться здесь не следует, сделав ручным клуппом один-два оборота по часовой стрелке, делают четветь-полоборота в обратную сторону, для перелома стружки. Чтобы снять клупп с трубы, плашки разводят.

Читать еще:  Теплый пол водяной укладка труб правильная

Режущая деталь клуппа называется плашкой, она сделана в виде трубного раструба, то есть первые две нитки режущей кромки ниже, чем все остальные режущие кромки. Это сделано для того, чтобы на начальном этапе нарезки резьбы клупп лучше «заходил» на трубу: первые две режущие кромки плашки углубляются в метал трубы на небольшую глубину, другие режущие кромки эти канавки углубляют. В результате, по окончании нарезания резьбы две последние нитки резьбы имеют канавки неполной глубины, они называются сбегом резьбы.

Различают два типа резьбы на концах труб: короткая и сгон — длинная резьба.

Короткая резьба нарезается длиной немного меньше половины длины муфты. В этом случае между концами соединяемых труб будет оставаться зазор в 2–3 мм, что позволит заклинить муфту на сбеге резьбы. Короткую резьбу применяют для неразъемных соединений труб фасонными частями. Разъединить такое соединение на смонтированном трубопроводе можно, только разрезав трубы (рис. 49). Сборка труб ведется последовательно: сначала на один конец трубы на короткую резьбу накручивается муфта (угольник, тройник или крестовина) до заклинивания на сбеге, затем в муфту (угольник и т.д.) вкручивается конец другой трубы тоже до заклинивания на сбеге. Так как длина короткой резьбы не превышает половины длины муфты, ввернутые в нее трубы не встречаются и не упираются друг в друга, между ними остается зазор.

Рис. 49. Соединение стальных труб на коротких резьбах

Для того, чтобы резьбовое соединение труб с муфтой не протекало, используют уплотнительный материал — лен, асбест, натуральную олифу, белила, суриковую и графитную замазку. При цилиндрических резьбовых соединениях труб, по которым транспортируется холодная и горячая вода (температурой до 100°С), уплотнительным материалом служит льняная прядь, пропитанная суриком или белилами, замешанными на натуральной олифе. Для трубопроводов с теплоносителем температурой более 100°С в качестве уплотнительного материала применяют асбестовый шнур вместе с льняной прядью, которые пропитывают графитом, замешанным на натуральной олифе.

До того как на трубу будет навернута муфта, резьбу вначале промазывают суриком или белилами. На короткую резьбу льняную прядь наматывают со второй нитки от торца трубы по ходу резьбы тонким ровным слоем «врасстилку», без обрыва. Прядь, которая должна быть сухой, необходимо предварительно тщательно рассучить, чтобы волокна хорошо отделялись. Намотанную прядь сверху по ходу резьбы промазывают разведенным суриком. Прядь не должна свисать с конца трубы или входить внутрь трубы, так как это может вызвать засорение трубопровода.

Муфта на обмотанную уплотнительным материалом резьбу трубы сначала закручивается от руки, а затем заворачивается трубным (раздвижным) ключом. Это очень важно, чтобы все фасонные фитинги закручивались с большим усилием до упора — заклинивая на сбеге, где труба из-за недорезанной резьбы образует конус и обеспечивается герметичность соединения. Кроме того, муфте, закрученной на коротких резьбах с заклиниванием с двух сторон, попросту некуда «развернуться» при температурном расширении трубопровода, она с обеих сторон подперта металлом, труб на которых больше нет резьбы.

При свинчивании труб, для получения надежного заклинивания фасонной части на сбеге резьбы, ее не разрешается подавать назад, чтобы избежать нарушения плотности соединения. Если фасонная часть, например, угольник или тройник, не заняла требуемого положения и ее нельзя повернуть по ходу резьбы, то положение можно исправить, разобрав соединение и собрав его вновь, заменив подмотку, сделав ее чуть тоньше или толще. Либо трубопровод разбивают на конструктивные части, которые собирают отдельно, а уже потом эти части трубопровода скручивают фитингами «американка» или сгонами на месте монтажа.

При соединении трубопроводов на сгонах используются оба типа резьбы: длинная, собственно сам сгон, и короткая. Для выбора длины резьбы при нарезке клуппом можно воспользоваться ГОСТовскими данными, но лучше, если вы будете нарезать ее по факту, то есть по имеющимся у вас муфтам и фитингам. Производителей муфт и фитингов много: наши производители придерживаются отечественных нормативов, а зарубежные — своих. В любом случае, короткую резьбу лучше сделать короче, чем увеличить ее длину, тогда муфта хорошо заклинит на сбеге, а длинную резьбу (сгон) можно сделать и чуть подлиннее, легче будет пристыковать следующую трубу.

Длина короткой резьбы и сгона по Государственному Стандарту

Диаметр трубы в дюймах 3/8 1/2 3/4 1 1 1/4 1 1/2 2
Длина короткой резьбы, в мм 8 9 10,5 11 13 15 17
Длина сгона, в мм 40 42 45 50 55 60 65

И еще одно замечание: для нарезки резьбы годятся только стальные трубы с нормальной или увеличенной толщиной стенок. На трубах с тонкими стенками резьба не нарезается, а накатывается, при этом используется не режущие плашки, а накатывающие, иначе резьба прорежет тонкие стенки трубы ниже допустимого уровня. И не нужно путать стальные трубы с уменьшенной толщиной стенок с тонкостенными трубами, описанными на предыдущей страничке сайта, это разные трубы. На медные и стальные тонкостенные трубы резьбу вообще ни нарезать, ни накатывать нельзя.

Рис. 50. Соединение стальных труб на сгоне и короткой резьбе

Соединяют стальные трубы следующим образом (рис. 50). На сгон (длинную резьбу) насухо навертывают контргайку и муфту. Обеспечивая соосность, к первой трубе приставляют вторую и сгоняют муфту со сгона, одновременно навинчивая ее на короткую резьбу второй трубы, применяя уплотнительный материал. Затем на сгоне наматывают у торца муфты по ходу резьбы нерассученый, а свитый в жгутик уплотнительный материал, и контргайку плотно подгоняют к муфте. Жгутик вдавливается в фаску муфты и препятствует просачиванию по резьбе воды или пара. Если в муфте отсутствует фаска, жгутик уплотнительного материала выдавливается контргайкой и соединение не будет плотным. Места соединения труб очищают от выступающей подмотки ножовочным полотном.

Водогазопроводные трубы на резьбе соединяют с помощью трубных ключей разных конструкций — рычажных, раздвижных и накидных. Ключи изготовляют пяти размеров, разделяющихся по номерам: №1 для труб диаметром от 15 до 25 мм; №2 — диаметром от 15 до 38 мм; №3 — от 15 до 50 мм; №4— от 20 до 75 мм и №5 — от 25 до 100 мм. Не следует работать ключами, номера которых не соответствуют диаметру свинчиваемых труб, так как труд при этом малопроизводителен, а ключи быстро изнашиваются. Запрещается надевать обрезки труб на рычаги ключей для увеличения силы, прилагаемой к ключам, так как от этого ключи гнутся и становятся непригодными для работы.

Асбестовый шнур со льном наматывают от сбега к началу резьбы, что позволяет более плотно уложить его на резьбе и не сбить при навинчивании фасонной части.

Вместо льна, сурика и олифы для уплотнения резьбовых соединений допускается применять уплотнительную ленту на основе фторопластов — ленту ФУМ. Для уплотнения резьбовых соединений используют ленту шириной 10–15 мм и толщиной 0,08–0,12 мм. Поверхность ленты должна быть ровной, без разрывов и вздутий. Ленту ФУМ применяют при монтаже систем водоснабжения, отопления и газопроводов, а также при монтаже технологических трубопроводов, транспортирующих среду температурой от -50 до 200°С.

Рис. 51. Наматывание ФУМ-ленты

При использовании ленты ФУМ резьбу предварительно очищают от загрязнения, протирая ее ветошью; затем на резьбу наматывают ленту по направлению резьбы (рис. 51), после чего навертывают фитинг или арматуру. На трубы диаметром 15–20 мм толстую ленту наматывают в три слоя, а на трубы диаметром 25–32 мм — в четыре слоя. При выполнении разъемных соединений (на сгонах) между муфтой и контргайкой наматывают жгут из трех слоев той же ленты. Если резьбовое соединение не обеспечивает герметичности и появляется необходимость замены уплотняющего материала, резьбу нужно хорошо очистить от ленты и заново произвести соединение с соблюдением всех указанных выше операций. Сваривают трубы до уплотнения резьбового соединения лентой ФУМ. Если необходимо выполнить сварной стык после уплотнения резьбового соединения, последнее должно быть расположено не ближе 40 см от места сварки.

Если на трубах нарезаются не цилиндрические, а конусные трубные резьбы, то при соединении таких труб уплотнитель на резьбы не устанавливается. Однако муфты и фитинги тоже должны иметь конусную резьбу. При использовании соединений типа «конус в конус» резьбу перед соединением смазывают олифой оксоль.

Соединительный фитинг «американка» используется для подключения сантехнических приборов, например, полотенцесушителей, но иногда его применяют и для соединения труб. «Американка», это разборный фитинг, он раскручивается и одна из его половинок наворачивается на короткую резьбу трубы, а другая в сантехнический прибор, затем обе половинки скручиваются накидной гайкой, надетой на фитинг. Таким образом при необходимости сантехнический прибор можно снять, не разбирая трубопровод, а если соединение к прибору выполнить в виде запорных шаровых кранов сделанных, по типу американки, то и без отключения трубопроводной системы.

«Американки» бывают с внутренней и наружной резьбами. Используя фитинг с внутренними резьбами (или с внутренней и внешней резьбой, и муфту), им можно легко соединить две трубы с короткими резьбами. Внутри «американок» устанавливаются резиновые уплотнительные кольца, которые очень сильно смущают наших сантехников: одно дело подключить через «американку» полотенцесушитель и совсем другое использовать ее как основное соединение для труб. Однако соединения труб больших диаметров на фланцах, где между фланцами тоже устанавливается резиновая прокладка, они делают смело. Но по-видимому опасения сантехников по поводу «американок» небезосновательны, поэтому в качестве основного соединения труб лучше все-таки применять сгоны.

Крепление вертикальных частей (стояков) трубопроводов предусматривается на высоте половины этажа, если высота этажа превышает 3 м, если этаж ниже, то стояки не крепятся, а крепятся только горизонтальные участки. Применяют стандартные трубные крепления. Приваривание трубопровода к креплениям запрещено, так же, как и использование деревянных пробок для установки крепежа. Шаг крепежа горизонтальных участков зависит от диаметра трубы и ее веса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector